Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 15.06.2025, 22:59

Сайт учителя начальных классов Натальи Алексеевны Тимофеевой

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

план-конспект урока литературы во 2 классе

Урок литературного чтения во 2 классе Тема : И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей». Басня

Тимофеева Н.А., учитель начальных классов, МАОУ «СОШ № 7» г. Альметьевск, РТ.

Цель урока: Образовательная: - формирование общеучебного умения различать речь автора и героев басни, находить мораль басни, подбирать пословицы - формирование навыка чтения по ролям; - формирование умения работать в группах постоянного и сменного состава; Развивающая: - развивать правильную и выразительную речь, умение слушать, анализировать, сравнивать; Воспитательная: - воспитывать интерес к чтению басни, уважение к труду, способность сопереживать, сострадать.

Задачи 1. Приобщать детей к чтению басен, находить отличия басни от других литературных жанров, выделять главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, анализировать прочитанное и делать выводы. 2. Развивать мышление и речь на основе совершенствования умения разгадывать загадки, работать с пословицами, умения видеть и чувствовать за строками произведения смысл басни, выражать свои мысли. 3. Способствовать воспитанию нравственных качеств личности на примере героев произведения.

Планируемые результаты Предметные: - знать басни И.А. Крылова; - характеризовать героев басни; - определять мораль басни; - читать по ролям Метапредметные: Познавательные - определять структурные элементы басни; - слушать, анализировать, сравнивать Регулятивные - определять цель - работать по плану - оценивать степень успешности достижения цели Коммуникативные - участвовать в диалоге - работать в паре, групп; Личностные: - осознавать , что басня высмеивает пороки человеческого общества; - отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие

Базовый учебник - Л. Ф. Климанова, В. Т. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, в различных группах, парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, электронное приложение, карточки с заданиями. Структура и ход урока: 1.Мотивирование к учебной деятельности; 2.Актуализация знаний; 3.Развитие речевого аппарата; 4.Целеполагание; 5.Создание проблемной ситуации и формирование проблемы; 6.Открытие новых знаний; 7.Закрепление изученного; 8.Самостоятельная работа; 9.Итог урока; -Рефлексия; 10.Домашнее задание Сценарий урока 1. Мотивирование к учебной деятельности Учитель : Сегодня мы вновь и вновь обращаемся к художественной литературе. И давайте ответим на вопрос слайда (1 мин) (СЛАЙД 2. Презентация к уроку) Учитель : Прочитайте запись на доске: «Чтение без размышления - пустое занятие» - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей) (1 мин) 2. Актуализация знаний (СЛАЙД 3. Презентация к уроку) Учитель: - Что изучается на уроках литературного чтения? (произведения литературы) - Какие определения связаны с понятием Литературное произведение? (ответы детей) (автор, название, герои, жанр, характеры героев…) ( 2 мин) Сегодня мы продолжим наше путешествие по миру литературы. А для начала отгадаем загадки, которые надо дружно и красиво прочитать и отгадать 3. Развитие речевого аппарата Дети читают загадки на слайде и отгадывают их: (СЛАЙД 4. Презентация к уроку) 1) Самолетик легкий, быстрый Над цветком летит душистым. Крылья. Хвостик и глаза Это чудо…(Стрекоза) (СЛАЙД 5. Презентация к уроку) 2) В лесу у пня Суетня, беготня: Народ рабочий Весь день хлопочет, Себе город строит. (Муравьи, муравей) ( 2 мин) 4. Постановка учебной задачи (СЛАЙД 7. Презентация к уроку) Учитель : - На слайде картинки-отгадки, с помощь которых вы можете определить тему урока. и Учитель : - Кто может определить тему нашего урока? (дети определяют тему урока) - Как называется произведение? Почему вы так решили? Кто знает автора этого произведения? (ответы детей) Учитель: - Какую цель ставим на этом уроке? (дети определяют цель, к чему должны прийти в конце урока) Учитель : - Что нам понадобится для достижения цели урока? (ответы детей, что должны сделать, чтобы добиться цели) (1 мин) 5. Открытие новых знаний Учитель : - Предлагаю послушать рассказ о жизни и творчестве И.А.Крылова. (СЛАЙД 8. Презентация к уроку) Родился И.А. Крылов 2 февраля 1769 года в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования. В свободное время мальчик читал книги из отцовского сундучка, восполняя недостаток образования. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург (писал для игры на сцене). Писать басни он начал в 37 лет и подписывался «НАВИ ВОЛЫРК». Прожил долгую жизнь, он умер на 76 году и написал более 200 басен. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Басня «Стрекоза и Муравей» была опубликована в 1808 году. Крылов не сам придумал эту историю, а перевел на русский язык басню французского баснописца 17 века Лафонтена, который взял сюжет у древнегреческого баснописца Эзопа. Работа над заголовком басни. (СЛАЙД 9. Презентация к уроку) Учитель : - Кто такие Стрекоза и Муравей? Почему эти слова написаны с большой буквы? Учитель : Я не буду вас спрашивать, о чём это произведение, многим с детства знаком сюжет этого произведения, а кое-кто знает его наизусть с 1 класса, так как принимал участие конкурсе и сейчас мы послушаем одно исполнение… ( басню исполняют Марьям и Матвей) Знакомство с произведением. -Как думаете, пустит Муравей Стрекозу? А почему? Обоснуйте свой ответ. Физкультминутка Нёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков) Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте) На полянке под кустом муравьишка строит дом (8 хлопков) Ом-ом-ом-ом. (наклоны влево – вправо) Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков) Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо) Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись (8 хлопков) Мись-мись-мись-мись. (приседания) Работа над басней. Учитель : -Прочитайте басню самостоятельно и подчеркивайте слова, которые вам непонятны. Словарная работа. Словарная работа. Учитель : - Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? (дети зачитывают слова и пытаются объяснить) (СЛАЙД 10. Презентация к уроку) Тоска – грусть Вешних – весенних Мурава – трава Резвость – веселость Удручена – огорчена Вскружить – обмануть Поплясать – танцевать Учитель : - Как вы понимаете выражение «Зима катит в глаза?» Как она «катит»? -Что значит выражение «Помертвело чисто поле»? -Как вы понимаете выражение «Злой тоской удручена?». Беседа по содержанию Учитель : -Почему у Стрекозы тоска, да еще злая? -Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? -Что наступило для Стрекозы с холодной зимой? -Настали ли нужда и голод для Муравья? -Почему Стрекоза пришла именно к Муравью? -В чем смысл басни? -Что хотел сказать автор? И не просто показывает, а высмеивает в людях? Выборочное чтение Учитель : - Найдите в басне и прочитайте, какой Стрекоза показана в самом начале? Что она делала целое лето? -Прочитайте, где жила Стрекоза? -Найдите слова, в которых заключается главная мысль? - Чему учит басня? - Можно ли назвать это произведение поучительным? Какие строчки доказывают это? Где они находятся в произведении ( в какой части басни)? В басне это называется МОРАЛЬ басни – то есть вывод, поучение, которым начинается или заканчивается басня. - Похожа ли басня на стихотворение? Чем? - Заметили ли вы отличия басни от стихотворения? (в басне есть мораль) Значит, можно сделать вывод? Что такое басня? Басня – это короткий поучительный рассказ, чаще всего в стихах, в котором высмеиваются пороки людей. А следовательно, как называют автора басни? (БАСНОПИСЕЦ. Проверим по толковому словарю Ожегову С.И.) 6. Самостоятельная работа Учитель : - Герои басни обладают чертами характера, как и все люди. Подберите характеристики для наших героев (СЛАЙДЫ 11,12 Презентация к уроку) (Дети работают в парах по карточкам. Каждая пара готовит и объясняет свои ответы. Можно устроить самопроверку фронтальную) Ваш вывод : - Какие определения характерны для героев басни? (ответы детей) - Чем отличаются характеры героев басни? (ответы детей) - Какая из характеристик может относиться и к положительному герою? (рассуждения детей) Учитель : Поработаем в малых группах. Вам нужно будет по началу пословицы определить её продолжение . (Сделал дело-…….(гуляй смело). Семь раз отмерь-……(один отрежь). Делу время-….(потехе час). Кто весной и летом не работал-........(зимой поплачет)) Самопроверка по СЛАЙДУ 13. Презентации к уроку -Какая пословица подходит к морали басни? 7. Итог урока Учитель : - Кто назовёт тему нашего урока? - Какова была цель урока? Достигли мы поставленной цели? - Что помогло нам достичь цели урока? 8. Рефлексия. Составление синквейна. Вспомним, что такое синквейн и правило его написания. (СЛАЙД 14. Презентации к уроку) Задание для групп: девочки составляют про Срекозу, мальчики – про Муравья. 9. Домашнее задание (СЛАЙД 15. Презентации к уроку) 1. Тем, кто ещё не знает наизусть эту басню, обязательно выучить всю басню или отрывок ( по желанию) 2. Составить пять вопросов по содержанию басни «Стрекоза и Муравей» 3. у кого не получился СИНКВЕЙН, составить про одного из героев и записать в тетрадь 10. Приложение 1. Для самостоятельной работы в парах (пункт 6) Готовятся конверты с картинками, где изображены Муравей и Стрекоза, и отдельные карточки со словами характеристиками героев (легкомыслен…, трудолюбив…, умн…, ленив…, беззаботн…, весел…, серьёзн…) 2. Для работы с пословицами в малых группах готовятся карточки с началом и продолжением известных пословиц. (Сделал дело-……. гуляй смело. Семь раз отмерь-……один отрежь. Делу время-….потехе час. Кто весной и летом не работал-.......зимой поплачет)

Категория: Мои статьи | Добавил: Наталья (14.12.2020)
Просмотров: 154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz