Занятие внеурочной деятельности для учащихся 2-4 классов Игра-квест Путешествие по литературному Альметьевску Цель занятия: - повышение уровня читательской активности у младших школьников; - воспитание у школьников младших классов интереса к чтению; - повышение мотивации к самостоятельному чтению; - развитие познавательной активности, эрудиции обучающихся; - развитие и сплочение детского коллектива. Задачи: - привлечь внимание к чтению произведений Габдуллы Тукая - активизировать интерес к чтению; - развивать познавательную активность; - обучить коммуникативным навыкам, навыкам командного взаимодействия; - воспитывать волю к победе. Межпредметные связи: литературное чтение, родная (татарская) литература, окружающий мир, физическая культура, краеведение, ОБЖ, ПДД Форма работы: групповая (от 2-х до 10 команд по 5 -6 человек в команде) Участники : учащиеся 2-4 классов (обязательное сопровождение каждой команды ответственного взрослого, так как дети в ходе игры могут передвигаться по улицам города. Ответственный взрослый (родитель, учитель) отвечает за безопасное передвижение детей по улицам города) Время проведения Квеста лучше приурочить к дате рождения поэта (конец апреля, начало мая, то есть тёплое время года) Используемые материалы и оборудование: индивидуальные отличительные атрибуты команды (бейджики, кепки, футболки…); плакат с правилами работы в группе; маршрутные листы; бланки с заданиями; ручки, памятки, конверты с подсказками. Планируемый результат и формирование УУД. Личностные УУД: - освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми; - соблюдение правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения со сверстниками, бесконфликтное поведение; - стремление прислушиваться к мнению членов команды; - готовность открыто выражать свою позицию, иметь адекватную самооценку. Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение работать в группе, распределять обязанности между членами группы; - соблюдение правил речевого этикета; - развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу; - формировать умение договариваться, находить общее решение; - формирование умения аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Регулятивные УУД: - обнаружение и формулирование учебной проблемы совместно с членами команды; - принятие и сохранение учебной задачи; - оценивание достигнутого результата; - контроль времени во время организации своей деятельности. Познавательные УУД: - формирование умения выделять главное; - отбор полученной информации: выводы в результате совместной работы; - установление причинно-следственных связей, умение делать обобщения, выводы; - осуществление операций анализа. План проведения Квеста Этап игры Задача организатора Способы, приёмы организации деятельности Приветствие команд. Знакомство с правилами и условиями игры. Представление жюри. Мотивировать на предстоящую деятельность, создать доброжелательную атмосферу, познакомить с предстоящей деятельностью. Инструктаж. Знакомство с маршрутными листами – этапами игры и бланками. Выполнение требований, заданий и условий всех этапов Квеста Проведение Квеста по этапам. Организация и проведение судейства Подведение итогов. Определение команды- победителя Награждение и анализ мероприятия, самоанализ каждого участника Квеста Ход мероприятия 1. Организационное начало (мотивация) Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебно-игровую деятельность. Создание ситуации успеха, активизация внимания. Организатор приветствует всех участников игры, знакомит с правилами и мотивирует на успех. Правила поведения в группе (плакат на доску, экран, видное всем место) • В группе должен быть организатор обсуждения – капитан; • Каждый может высказать свою версию решения; • Один говорит, остальные слушают; • Каждая версия обсуждается в команде; • В команде согласуется общее решение; • Представитель группы защищает согласованное решение. Представление жюри 2. Работа на этапах. Цель: создание проблемных ситуаций, формирование развития поисковой деятельности, способности строить логические цепочки, воспитание чувства коллективизма, сотрудничества и ответственности. I этап – «Узнай, кто это? Определи дальнейший путь» Этот этап игры лучше провести в помещении. Каждая команда получает Бланк 1 и Бланк 2 с заданиями, а также Маршрутный лист, где команда записывает только название своей команды. Баллы за этапы фиксирует ответственный организатор каждого этапа и ставит свою подпись. Командам предлагаются задание на внимание, логическое мышление и общую эрудицию. Время проведения этапа не больше 20 минут. Максимальный балл – 22 Критерии оценки : А) умение членов команды взаимодействовать в коллективе до 5 баллов; Б) каждый правильный ответ оценивается в 1 балл В) условие соблюдения регламента до 2 баллов Бланк с заданием 1 Прочитайте данные высказывания. Если догадались, о ком говорится, запишите ответ. Ответ : ________________________ (за правильный ответ 1 балл) 24 Этот поэт родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Арского района Республики Татарстан) в семье муллы. 54 Когда ему было пять месяцев, умер отец. 21 Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, переехала в другую деревню. 81 Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла. 33 Четырехлетний будущий поэт остался круглым сиротой. 32 Так началась горькая жизнь «в людях». 43 Сначала мальчика приютил дед по материнской линии Зиннатулла. 27 В многодетной и полуголодной семье он оказался просто лишним ртом. 83 В конце концов дед отправил его в Казань. 51 На Сенном базаре мальчика взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. 42 В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. 25 Однако вскоре грянула беда. 63 Новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду. 93 Через некоторое время дед снова отдал сироту крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай. 34 Три года проживает мальчик в семье Сагди. 91 В этой семье не было нужды в куске хлеба. 13 Здесь будущий поэт начал приобщаться к крестьянскому труду. 39 Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. 36 «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», - писал поэт потом в своих воспоминаниях («Что я помню о себе», 1909). 46 Впечатления кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след. 41 В Кырлае мальчик начал учиться. 86 Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. 92 Взрослые дочери Сагди умерли от разных болезней, а сам хозяин неожиданно стал калекой. 22 Его суеверная жена все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. 11 Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу совсем ухудшилось. 45 К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), в Уральск. 31 Здесь будущий поэт продолжал учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс. Бланк 2 Внимательно посмотрите на каждое высказывание и число, которое стоит перед высказыванием. Перед вами зашифрованное послание. Разгадайте ключ шифра. Расшифруйте и определите свой дальнейший путь! (за каждое правильно написанное слово 1 балл. Всего 14 баллов) (Возможны подсказки. За каждую подсказку снимается по 1 баллу) 31 92 21 54 24 41 46 11 33 24 32 21 22 31 32 33 24 22 41 92 91 32 43 46 24 81 54 41 13 43 92 36 13 11 32 32 24 63 11 32 36 86 32 11 32 36 32 41 13 93 32 51 92 81 34 43 13 24 41 32 51 32 13 83 92 43 92 41 46 13 22 43 92 45 46 II этап – «Это всё о нём!» Этот этап игры может проходить в помещении, лучше на улице (например, около памятника поэта в г. Альметьевске). Памятник Г.Тукаю. г. Альметьевск Каждая команда получает Бланк-задание на общую эрудицию, в котором содержится таблица ответов. Дети записывают БУКВУ правильного ответа каждого вопроса в таблицу. Максимальное время выполнения задания 5 минут. Максимальный балл за выполнение – 11 Критерии оценки : А) умение членов команды взаимодействовать в коллективе до 5 баллов; Б) каждый правильный ответ оценивается в 1 балл; В) условие соблюдения регламента до 2 баллов Бланк с заданием 3 Правильно ответьте на следующие вопросы, запишите в таблицу БУКВУ вашего ответа и тогда узнаете, где находится 3 задание 1. Как называется известная всем сказка Г. Тукая? А. Су анасы В. Шурале Б. Кыш бабай Г. Аждаха 2. Какое чудище встретил дровосек в лесу около деревеньки Кырлай? А. Су анасы Б. Шурале В. Кыш бабай Г. Аждаха 3. Что прищемил в бревне джигит лесному чуду? А. хвост Г. нос Б. ногу Д. рог В. пальцы Е. копыта 4. Где в Альметьевске находится памятник лесному чудищу из сказки г. Тукая? А. на проспекте Р. Фахретдина Б. на проспекте Строителей В. на проспекте Г. Тукая Бланк ответов 2 этапа № вопроса 1 2 3 4 Ответ (буква) Если дети правильно отвечают на последний вопрос, организатор этапа направляет команду на место 3 этапа. Если ответ на 4 вопрос неверный, организатор задаёт дополнительный вопрос «Есть ли в нашем городе улица или проспект, названная именем поэта? Где она находится?» и направляет команду на место 3 этапа. III этап – «Чёрный ящик» Этот этап игры может проходить в помещении или на улице (например, в г. Альметьевске около скульптуры Шурале на проспекте Г. Тукая). Шурале. Деревянная скульптура. г Альметьевск Каждая команда получает Бланк-задание, в котором находится таблица с картинками. Нужно зачеркнуть картинки, не относящиеся к сказке «Шурале» и записать в таблицу названия оставшихся предметов и названия произведений Г.Тукая, в которых они встречаются. Время проведения этапа не более 10 минут. Максимальное количество баллов – 20. Критерии оценки : А) умение членов команды взаимодействовать в коллективе до 5 баллов; Б) каждый правильный ответ оценивается в 1 балл; В) условие соблюдения регламента до 2 баллов Бланк с заданием 4 Зачеркните картинки с предметами, которые не относятся к сказке «Шурале» Запиши в таблицу названия оставшихся предметов и названия произведений Г.Тукая, в которых они встречаются. Предмет Название произведения 3. Подведение итогов Цель : анализ работы команды, самоанализ участников игры Слово жюри. Награждение команды победителя. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Маршрутный лист (заполняется по мере прохождения этапов игры) МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Команда ( название команды , вписывают сами участники) Инструктаж по технике безопасности и правилам Квеста Пройден / не пройден (подчеркнуть) Название этапов Баллы команды Регламент Максимальный балл 1-этап «Узнай, кто это? И куда идти?» Не больше 20 минут 22 балла 2-этап «Это всё о нём!» Не больше 5 мин 11 баллов 3-этап «Чёрный ящик» Не больше 10 мин 20 баллов Подведение итогов 53 балла ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (ответ) Бланк с заданием 1 Прочитайте высказывания. Если догадались, о ком идёт речь, запишите ответ. Ответ : Габдулла Тукай (за правильный ответ 1 балл) Бланк 2 (ответ) Внимательно посмотрите на каждое высказывание и число, которое стоит перед высказыванием. Перед вами зашифрованное послание. Разгадайте ключ шифра. Расшифруйте и определите свой дальнейший путь! (шифр – число десятков указывает на слово, число единиц – на букву. Например, 41 В Кырлае мальчик начал учиться. (четвёртое слово, первая буква) (за каждое правильно написанное слово 1 балл. Всего 14 баллов) 31 92 21 54 24 41 46 11 п а м я т н и к 33 24 32 21 22 э т о м у 31 32 33 24 22 п о э т у 41 92 91 32 43 46 24 81 54 н а х о д и т с я 41 13 43 92 36 13 11 32 н е д а л е к о 32 24 о т 63 11 32 36 86 ш к о л ы 32 11 32 36 32 о к о л о 41 13 93 32 н е г о 51 92 81 в а с 34 43 13 24 ж д е т 41 32 51 32 13 н о в о е 83 92 43 92 41 46 13 з а д а н и е 22 43 92 45 46 у д а ч и ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (ответ) Бланк с заданием 3 Правильно ответьте на следующие вопросы, запишите в таблицу БУКВЫ своих ответов и тогда узнаете, где находится 3 задание 1. Как называется известная всем сказка Г. Тукая? А. Су анасы В. Шурале Б. Кыш бабай Г. Аждаха 2. Какое чудище встретил дровосек в лесу около деревеньки Кырлай? А. Су анасы Б. Шурале В. Кыш бабай Г. Аждаха 3. Что прищемил в бревне джигит лесному чуду? А. хвост Г. нос Б. ногу Д. рог В. пальцы Е. копыта 4. Где в Альметьевске находится памятник лесному чудищу из сказки г. Тукая? А. на проспекте Р. Фахретдина Б. на проспекте Строителей В. на проспекте Г. Тукая Бланк ответов 2 этапа № вопроса 1 2 3 4 Ответ (буква) В Б В В ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (ответ) Бланк с заданием 4 Зачеркните картинки с предметами, которые не относятся к сказке «Шурале» Запиши в таблицу названия оставшихся предметов и названия произведений Г.Тукая, в которых они встречаются. Предмет Название произведения Золотой гребешок «Водяная» Ведро, мешок и (могут быть) дрова «Коза и Баран» Кувшин «Мышь, попавшая в молоко» Дудочка «Мальчик с дудочкой»
|